Засилье неучей: пока угроза или уже реальность?
Как русское строительство оказалось на пороге системного «кадрового» кризиса
В октябре в Москве прошел IX Государственный конгресс «Модернизация индустрии Рф. Ценности развития». На нем были оговорены многие экономические трудности, с особенным энтузиазмом был выслушан доклад Сергея Глазьева, советника Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции, были проведены 5 заседаний секций по разной теме. И нужно сказать, что одной из главных тем, прозвучавших в почти всех выступлениях, прошла тема подготовки кадров, нужных для модернизации индустрии.
Как не допустить на рынок неучей
Как выразился один из выступивших, в строительном комплексе Рф начался системный кадровый кризис. Он касается не только лишь подготовки кадров рабочих профессий, профессионалов с высшим образованием, да и в целом состояния проф уровня строителей, начиная с рабочих профессий до высшего звена. Упрощенно говоря, количество дилетантов на грани небезопасной черты.
Шота Гордезиани, президент НП «Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве», рассказывая о ситуации, сложившейся в системе экспертизы в Рф, поделился трудностями с привлечением к этому виду деятельности опытнейших проектировщиков. Он, к примеру, предлагает допускать до аттестации только тех профессионалов, которые имеют стаж работы 10 – 12 лет. А ему возражают, что сейчас проектировщиков с таким стажем работы не так много. Как может стать неплохим профессионалом неопытный человек?
Многие отмечают, что падает уровень подготовки проектов, означает, необходимо разобраться в причинах и принимать какие-то меры.
В нескольких выступлениях прозвучала критика и в адресок разработчиков различного рода отраслевых документов, в том числе нормативно-правовой документации. К примеру, Николай Селезнев, председатель комитета инноваторских технологий в строительстве НОСТРОЙ, поделился впечатлениями о работе в комиссии, сделанной при Минстрое Рф, которая готовит концепцию стратегии развития инноваторских технологий с строительстве. По словам Николая Филипповича, в комиссии собраны почетаемые люди, но которые не достаточно понимают в строительстве. При подготовке документов они даже не молвят со строителями, которым предстоит делать заложенные в концепции требования, на одном языке, другими словами они не знают строительную лексику.
– Сейчас на веб-сайте правительства вывешен документ, который именуется «Приказ по охране труда в области строительства». Его разработчик Минтруд, - привет очередной пример Николай Селезнев - Я зачту только два опуса из этого Приказа. В пт 21: «При выполнении работ в охранных зонах, сооружениях либо коммуникациях наряд-допуск должен выдаваться при наличии письменного разрешения организации обладателя этого сооружения либо этой коммуникации». У нас не принято в строительстве таковой терминологии, строитель произнесет «строения и сооружения», и эти слова обхватывают весь диапазон деятельности. И здесь же на этой же страничке в пт 23: «Доставка работников к месту проведения сельскохозяйственных работ должна выполняться на специально оборудованном для этих целей транспорте». Если вы помните, приказ будет называться «Об охране труда в области строительства». Вот для вас и уровень компетентности и профессионализма тех людей, по документу которых мы позже будем работать.
Мина медленного действия
Миной медленного действия, заложенной под строительный комплекс, именовал реформу высшего образования Азарий Лапидус, заведующий кафедрой «Разработка и организация строительного производства» МГСУ. Он выделил, что МИСИ все годы собственного существования поддерживал тесноватую связь со строительным комплексом и реагировал на конфигурации потребностей, возникновение новых задач созданием новых кафедр, введением новых образовательных программ. Сейчас же создается воспоминание, что образование идет своим методом, не ориентируясь на потребности отрасли.
– 1 сентября прошедшего года вступил в силу новый Закон «Об образовании». И оказался он совершенно не революционным. Ранее у нас была понятная всем система, в какой было вузовское высшее образование, послевузовское образование в виде аспирантуры. Сейчас есть бакалавр, он обучается четыре года, есть магистр, он обучается два года. Есть аспирант, это тоже сейчас аспирантура заходит в состав высшей школы, другими словами три ступени высшей школы. Для неких уникальных специальностей сохранили понятие «инженер-строитель», спец, к примеру, по теме «Строительство уникальных построек и сооружений». В этом учебном году будет массовый выпуск бакалавров. И придут они, миленькие, на строительную площадку. И что руководителям строительного производства с ними делать? Они же у нас недоучившиеся инженеры.
Мы подписали Болонское соглашение, только не доглядели одну маленькую вещь. У их средняя школа другая. Я для сопоставления беру, к примеру, систему подготовки Норвегии, которая по своим инноваторским и технологическим достижениям является одной из лучших в мире. И обучаются там будущие спецы последующим образом. Поначалу они обучаются в средней школе 9 лет, позже у их в рамках среднего образования есть высшая школа – 4 года. Позже на бакалавра не четыре, а три года обучаются, и позже магистр два года. Когда человек приходит обучаться в высшую школу в рамках среднего образования, у него происходит проф ориентация по четырем фронтам. Он может быть технарем, гуманитарием, заниматься естественными науками либо стать просто рабочим. И его уже после 9 класса готовят к будущей профессии.
У нас сложилась своя система среднего образования, вузовской подготовки, и выходит, что они сейчас не состыкованы. Мы ломаем старенькую систему, не продумав до конца, как готовить профессионалов, которые могут стремительно освоить уровень задач, которые ставит создание.
По воззрению Азария Лапидуса, необходимо корректировать учебные программки, Сейчас в неких университетах, где сохранилась система подготовки инженеров, на 1-го обучающегося приходит с производства по 5 заявок, а будут ли нужны бакалавры – пока неясно.
Как произнес в собственном выступлении Андрей Кутин, проректор МГТУ «Станкин»: предприятия требуют от Минобразования, что им необходимы инженеры, а в министерстве им молвят, что они будет готовить бакалавров и магистров, хотя уже ясно, что бакалавры – это недоучившиеся спецы, полуфабрикат, а путь магистров лежит в науку. В «Станкине» осталось только два направления, где готовят инженеров.
Подготовка рабочих
О дилеммах подготовки рабочих кадров поведал Олег Лобов, председатель правления РОИС:
- У нас малый уровень производительности труда, квалификации рабочих кадров. Что тогда гласить о понижении цены строительства, цены квадратного метра жилища, если не хватает проф рабочих кадров – каменщиков, отделочников, сварщиков и т.д.? Они есть, естественно, но их остается меньше. Не так давно на строительстве детского сада провели конкурс отделочников-плиточников. Такие есть мастера!
Система подготовки рабочих кадров не совладевает с новыми задачками. И дальнозоркие руководители сами начинают хлопотать о собственном персонале. Так, президент Всероссийского общества свойства Геннадий Воронин сказал о руководителе компании «Адмиралтейские верфи» Владимире Александрове, Герое Рф. Он на производстве организовал систему подготовки рабочих и инженерных кадров. К примеру, будущим рабочим платят стипендию 20 тыс. руб. Какие-то предприятия отправляют на обучение даже за границу. Но такие расходы могут позволить для себя большие предприятия, как быть остальным?
А что в Европе и США?
Кстати, схожий кризис затронул и европейские страны, и США. Некие ученые разъясняют возникшие трудности с деиндустриализацией как Рф, так и других продвинутых стран мира, так как избавившись от компаний и послав их в страны Азии, в Европе ощутили постепенную деградацию технического уровня. К примеру, на одном из семинаров, прошедших в рамках строительной выставки, президент НОСТРОЙ Николай Кутьин сказал, что в составе делегации ездил в США и спросил 1-го из высокопоставленных чиновников-энергетиков, почему в США не стали строить атомные станции? Тот ответил, что одна из обстоятельств – боязнь аварий из-за низкой квалификации американских сварщиков
Делит это мировоззрение и Геннадий Воронин. По его словам, сейчас в европейских странах чувствуется недостаток грамотных инженеров, высококвалифицированных специалистов-рабочих.
Собственной опаской о состоянии проф уровня в архитектурно-строительной среде поделился и Андрей Боков, президент Союза архитекторов Рф. По его воззрению, подписав Болонское соглашение, мы поставили всю техно интеллигенцию в двусмысленное положение. Выходит, все, кто окончил университеты и получал послевузовское образование в прежние годы, невзирая на все свои награды и заслуги, сейчас никто в очах общественности, другими словами наши спецы на рынке не защищены. В других бывших социалистических странах, в наших союзных республиках сделали структуры, специализирующиеся доказательством квалификации профессионалов, а у нас таковой структуры нет, снова не обмыслили вопрос до конца.
Что касается подготовки профессионалов различного уровня, то, по воззрению Геннадия Воронина, в Рф нужно вменить заботу о подготовке кадров губернаторам. Они лучше знают, какими образовательными ресурсами владеют их регионы, каковы потребности производства в спецах различного уровня, губернаторам легче условиться меж собой, если чувствуется нехватка профессионалов того либо другого профиля.
Модульная картина «Жёлтое такси» 80х110 см
Мультимодуль на холсте «Желтое Такси» — композиция из нескольких объединенных темой и стилем выполнения картин различных форм и размеров (общий размер (ШхВ) — 110х80 см). Модульные элементы можно располагать в случайном порядке и на любом удалении друг от друга, создавая различные зрительные эффекты. Для монтажа следует приобрести крепеж (в набор не включен).
Холсты натянуты на подрамники из массива русской березы. Отсутствие багета визуально расширяет место, добавляет объем. Внимание: мокроватая уборка картин запрещена, пыль следует протирать мягенькой и сухой тканевой салфеткой.